Ремонт помещений храмов Русской Православной Церкви:

remonthrama5

чистка куполов;
ремонт, покраска кровли;
ремонт, восстановление фасада;
отмывка стен и сводов от свечной копоти;
покраска стен и сводов;
отмывка, лакировка настенной живописи;
чистка, ремонт, установка паникадила;
чистка иконостасов и киотов;
чистка латунных, бронзовых, позолоченных элементов внутреннего убранства;
помывка, ремонт и замена высокорасположенных окон;
спил деревьев;
очистка крыш и водостоков от снега и наледи.

Работы в помещениях храма

Православные храмы, как правило, очень крупные сооружения, высота сводов измеряется в десятках метров, а площади стен - в тысячах. Поиск специалистов для проведения работ на таком объекте непростая задача, ведь те, кто занимаются внутренней отделкой, не знакомы с работами на высоте, не имеют необходимого оборудования (вышки, леса и страховочное снаряжение), а фасадные рабочие не привыкли работать в помещении, где нужна аккуратность и индивидуальный подход к каждому метру. Не говоря уже о том, что далеко не каждый рабочий со стройки подойдёт для работы в храме.

Что же остаётся – обходиться «своими силами»? Но тогда ремонт затянется на годы, а если храм действующий, то и вовсе не понятно как устроить производство работ со строительными лесами, осыпающимися материалами и прочими трудностями, не препятствуя проведению служб.

Ответ напрашивается – лучше обратиться к профессионалам. Позвоните нам и мы постараемся вам помочь. После осмотра объекта - предложим варианты решения проблем, расскажем о технологиях производства работ, посоветуем материалы, сориентируем по ценам.


IMG_39D138-6F46AD-DC38C2-65C127-27F622-031A91

IMG_AAFE06-71633B-D552B5-AFA3A7-E85B2A-F44ACB

Свечная копоть

Серьёзной проблемой в содержании внутреннего убранства православного храма является свечная копоть. Сажа, содержащаяся в дыме от свечей оседает на потолки и стены с их живописью, на стёкла и рамы окон, на резные иконостасы и киоты, на латунные, бронзовые, позолоченные паникадила, бра и ограды. Большое количество людей, открытые или постоянно открывающиеся двери, разная высота сводов создают непростой микроклимат и дополнительные трудности.

В холодное время года, во время многолюдных служб, на сводах храма образуется конденсат. Дым от горящих свечей вместе с тёплым воздухом поднимается вверх, под своды храма. Сажа прилипает к мокрым поверхностям, частично растворяется и после высыхания образует копоть, которую очень трудно удалить. Сажа оседает и на сухие поверхности, цепляясь за мельчайшие неровности. Впрочем, копотью покрываются даже идеально ровные поверхности, как, например, стекло.

Свечную копоть нельзя просто закрасить или стереть влажной тряпкой, она не сметается щёткой. Белые стены обычно моются щелочными растворами с последующей покраской. С настенной (монументальной) живописью всё сложнее.

Покраска стен и сводов - подбор материалов

Для правильного выбора материалов и технологии их нанесения необходимо как можно точнее определить основу, на которую новый материал будет накладываться. Другими словами - чем красили, шпатлевали, штукатурили храм ранее. Для очистки стен в храмах от пыли и сажи, с планируемой впоследствии покраской используются обычно щелочные моющие матирующие средства на водной основе. Но не всегда. С мелом, например такая технология очистки не подойдёт – его вообще нельзя мыть. Здесь нужна механическая очистка и специальная пропитка. Очень сложным случаем являются стены покрытые известью.

Определившись со способом очистки, надо выбирать грунтовку, краску и метод нанесения. Грунтовочный состав подбирается под материал основы, а краска - по цене и под желательный результат и тут всё гораздо интересней. Так – покрасить храм более дорогой краской иногда выходит выгодней чем дешёвой! Такой приятный экономический эффект достигается за счёт укрывистости краски, то есть вследствии уменьшения количества слоёв. Матовая краска лучше скрывает неровности, а глянцевая – отражает свет и более устойчива к механическим воздействиям. Подбирать материалы для покраски нужно под конкретный храм и универсальных решений здесь быть не может.

IMG_F58139-EE2B7F-5777E1-20935D-56CBDC-A415B0

IMG_BE25E5-DFD49F-83D2DB-5E795F-830236-D6B19F

Методы нанесения

Если есть возможность произвести качественную защиту (укрывку) неокрашиваемых поверхностей и материалы позволяют, то конечно, предпочтительней вариант покраски храма аппаратом безвоздушного нанесения. Такой метод уменьшает расход материала и увеличивает скорость, что в свою очередь, снижает стоимость работ и материалов. Но и принципиально упираться в механизированный метод не стоит – покраска храма вручную тоже имеет свои плюсы.

Доступ к поверхностям

При малярных работах, внутри храмов, для доступа к высоко расположенным поверхностям, используются различные методы.  Наличие в конструкции храма стягивающих металлоконструкций, позволяет работать со сводами с деревянных настилов, а на вертикальных стенах применять методы промышленного альпинизма. Ровный пол способствует передвижению туры. Отсутствие таких благоприятных условий заставляет изобретать и комбинировать.

Немаловажную роль при выборе методов доступа играет и характер самих работ. Так при необходимости штукатурить – лесенкой не обойтись, а в случае с простой покраской не хочется строить тяжёлые леса.  Большой опыт выполнения различных работ в храмах с разнообразной архитектурой позволил нам накопить множество уникальных технологических решений по организации доступа к поверхностям.

Организационные вопросы

С точки зрения организации параллельного ведения служб и ремонтных работ внутри храма вариантов несколько:

1) службы проводятся на другом уровне храма (если храм имеет два этажа);
2) отдельный придел огораживается плотным занавесом, и ремонтные работы производятся в нём, не мешая службам. По завершении работ и уборки, службы проходят в отремонтированном приделе, а на ремонт закрывается соседний;
3) работы по покраске могут производиться и без применения занавесов – небольшие участки храма просто огораживаются сигнальной лентой. В таком варианте возможно использование исключительно ручного инструмента (валики и кисти). Скорость работ в таких условиях гораздо ниже;
4) работы производятся по ночам.

Обычно, покраска стен и сводов  в храме осуществляется по следующей технологии:

- вынос икон;
- укрывка пола;
- оклейка иконостасов, киотов, окон, паникадил, настенной живописи защитной плёнкой;
- сборка туры;
-  отмывка стен и сводов чистящим раствором или сбор загрязнений микрофиброй;
- удаление потёков и набрызгов от предыдущих покрасок;
- расшивка трещин, удаление шелушащихся, осыпающихся покрытий;
- восстановление удалённых участков;
- нанесение грунта;
- покраска стен и сводов в 2-3 слоя;
- демонтаж защитной плёнки;
- отмывка окон;
- обеспыливание иконостаса и киотов;
- чистка паникадила;
- демонтаж, вынос туры и прочего оборудования;
- уборка;
- занос и установка икон и подсвечников.

Это обычно, но часто заказчики хотят попутно решить все проблемы и забыть о ремонте храма надолго. И тогда в перечне работ появляются: покраска оконных рам, замена электропроводки, покраска оконных решёток, чистка иконостаса, монтаж подсветки, организация отвода конденсата от окон и многое другое.

IMG_DA8B4D-744E24-CE71A9-37CF03-AAEF48-5B7B8B

IMG_DE7FCE-E93110-409722-26E447-3856E0-7EE04E

IMG_2AAE3F-D2A472-A3E91F-9F6541-C3901F-CE8FF5

Сроки

Возможно самой сложной задачей в ремонте помещений православного храма является выбор времени для этого ремонта. Достаточно взглянуть в церковный календарь для того чтобы усомниться в возможности проведения работ, а если учесть венчания, крещения и прочие таинства, то про ремонт можно и не задумываться!

Как же быть? Ремонт помещениям конечно необходим, но производиться он должен в кратчайшие сроки, без заминок и простоев - ровно столько, сколько требует технология выполнения работ и использования материалов.

Одним из важнейших факторов, влияющих на продолжительность работ, является скорость просыхания материалов. Необходимо учитывать температуру поверхностей, направление воздушных потоков, вероятность образования конденсата, степень повышения влажности воздуха от испарений... Технология нанесения материалов в шатровых храмах, купольных храмах, в храмах с плоскими потолками должна разрабатываться с учётом особенностей объекта.

Все этапы работ должны быть продуманны до их начала. Каждому специалисту необходимо чётко понимать задачу и  своё место в технологическом процессе. Тогда и только тогда можно надеяться на завершение ремонтных работ в запланированные строки.

Накопленный за годы работ  опыт позволяет нам, с высокой степенью точности, просчитывать время необходимое для выполнения работ по ремонту помещений храма. Косметический ремонт стен и сводов храма, с площадью поверхностей до 3 000 метров, занимает, в среднем, 14 дней, но при необходимости, может быть осуществлён и в более сжатые сроки.

Отмывка настенной (монументальной) живописи

Настенная живопись в православном храме подвергается тем же воздействиям что и все остальные покрытия, но потемнение от оседания сажи и пыли на ней менее заметны, чем на белых стенах. Тем не менее, процесс идет и за десять – пятнадцать лет, яркая и светлая картина может превратиться в «чёрный квадрат». Очистку монументальной живописи в храме, при плановом обслуживании, производят один раз в восемь лет, что равняется двум циклам очистки/покраски белых стен. То есть - один раз очищаются только белые участки храма, а на следующий - чистятся и стены, и живопись.

Очистка настенной живописи – чрезвычайно ответственная задача. Под ответственностью здесь понимается не только большая опасность случайно совершить роковую для объекта ошибку в технологии, но и буквально - чувство ответственности перед заказчиком, храмом и потомками. Объясню к чему высокий слог. На рынке чистящих и моющих средств, присутствует множество «волшебных» спреев и гелей способных справиться с задачей очистки живописи с фантастической скоростью. Но жизнь картины сократится многократно, а может и прекратиться в считанные дни. Речь не об умышленном причинении вреда храму, а о том, что недобросовестный подрядчик утверждает, что знает как надо и что он сто раз так делал…

И если даже, вы своими глазами видите, что участок живописи хорошо отмылся неким средством и краски на месте, - это ещё не значит что всё и дальше будет хорошо. Дело в том, что многие вещества, такие как спирт и амиак способны проникать вглубь живописи и высветлять, разъедать, разрушать покрытия постепенно, в течении длительного времени. В итоге, осознание того что совершена ошибка приходит уже тогда, когда обработан весь объём и исправить ничего нельзя. 

Если Вы решили своими силами чистить или мыть настенную живопись, самым лучшим будет посоветоваться с теми, кто её писал. Если живопись старинная - необходимо приглашать реставраторов или хотя бы художника для совместной выработки технологии.

IMG_36F9E6-48A147-CDB185-F722A2-ADA8E0-0208CB

Паникадило

Паникадило является сложным техническим устройством. Это электроустановка на системе подвесов, с обилием тонких, декоративных деталей из различных материалов. Вес такого устройства может доходить до тонны, а висит оно над людьми – следовательно - необходима периодическая проверка несущих элементов.

Электрическая часть паникадила должна отличаться особой надёжностью, так как ремонт связан с дополнительными трудностями (строительство лесов, демонтаж всей конструкции), и в то же время должна быть выполнена из малоразмерных элементов – дабы не портить внешний вид. Лампы, лучше использовать светодиодные, надёжных производителей. Это позволит сэкономить на их замене и электроэнергии.

Специалисты ООО «АЛЬП» обладают большим опытом таких работ, как сварка лопнувших или треснувших латунных элементов, замена свечей, замена электропроводки и патронов, чистка паникадил и бра, покраска цепей. Чистка паникадила осуществляется как традиционными, так и современными материалами и инструментами. Выбор метода зависит от того из чего выполнены элементы.

Чистка паникадил и бра

Чистка паникадил и бра - задача, требующая особо ответственного отношения, знания методов, понимания различий материалов и чистящих веществ, аккуратности. Последствием непрофессиональной чистки могут стать царапины от использования абразивов, раковины и пятна от применения некачественных химических средств, а в случае с глазированными и позолоченными элементами и того хуже – полное удаление покрытий.

Человеку не привычному к работам на высоте свойственно придерживаться и хвататься за то, что окажется под рукой при малейшей потери равновесия. Результат – изогнутые и треснувшие элементы паникадила. Не стоит забывать и о том, что паникадило - это всё-таки электроприбор. Очень неудачной особенностью большинства современных и практически всех старых паникадил является то, что электрические провода, прежде чем запитать лампочку, проходят через множество отверстий в жестяных чашечках, барабанах, свечках. Отверстия эти просверлены или даже пробиты, как правило, не аккуратно и безо всякой защиты острых краёв. 

При непрофессиональной чистке, элементы шевелятся и смещаются по отношению друг к другу, острые края, таким образом, уподобляются ножницам и режут изоляцию. Влага от моющих средств, скапливается в чашечках, попадает в порезы и микротрещины изоляции проводов и может произойти короткое замыкание. Работы по чистке паникадила должны производиться под контролем электрика. Электрик нашей бригады всегда присутствует при работах с паникадилами и бра.

Иконостасы и киоты

Иконостасы и киоты выполняются, как правило, из ценных пород дерева, с обилием резных элементов и покрываются различными составами от марилки до позолоты. Всё это делает процесс чистки иконостаса занятием творческим и кропотливым.  Дополнительной трудностью является размер иконостаса, он может быть очень высоким. В такой работе не обойтись без специального оборудования и людей, обученных работам на высоте. Комбинируя работу с передвижных лесов и методы промышленного альпинизма, мы справляемся со сложными задачами в самые сжатые сроки. Чистка иконостасов, киотов и прочих деревянных резных элементов производится, обычно, специальным раствором с использованием разнообразных инструментов. Иконы закрываются полиэтиленом.

Подготовка храма к празднику

В преддверии больших праздников, в храме, с тряпкой в руках можно увидеть не только уборщиц. За наведение чистоты берутся алтарники, охранники, служащие церковной лавки, особо ответственные прихожане и даже казначеи.  Дел хватает всем – окна потемнели и плохо пропускают свет, паникадила и бра потускнели от осевшей пыли и сажи, к белым стенам и сводам прилипли паутинки, местами перегорели лампочки.

Генеральная уборка в масштабах храма – задача не простая и зачастую становится настоящей головной болью ответственных за неё лиц.  В больших храмах ещё интересней – до окон, которые нужно мыть просто не достать, паникадила огромные, до паутин не дотянуться даже самой длинной шваброй.  Проблема не только в доступности объектов, но и в самих работах.

Несмотря на банальность задач - протереть пыль, собрать паутину и помыть окна, в храме эти работы имеют свои подводные камни и требуют участия специалистов.  Паутину с белой стены нельзя просто смахнуть веником – на ней осела пыль и свечная копоть. Всё это размажется, и останется чёрный след.

 Пыль, осевшую на паникадила, бра, оградки и прочие металлические элементы можно, конечно, стереть тряпкой, но от воды теряется блеск, а на сухую - можно поцарапать поверхность.  Что может быть проще, чем помыть окна в помещении? С окнами нижнего уровня это утверждение, возможно, справедливо и нанимать профессионалов действительно не обязательно. Но с верхними окнами храма всё иначе.

 Первая трудность понятная и даже очевидная - это высота, на которой они расположены. Проблема с доступом решается различными способами: лестницы, тура, методы промышленного альпинизма. Но все эти, казалось бы, стандартные способы накладываются на условия работы в ограниченном пространстве, когда нужна большая аккуратность не только с предметами стоящими вокруг, но даже с поверхностями на которые придётся опирать лестницу, ставить туру или отталкиваться ногами (при канатном доступе).

Вторая трудность заключается в том, что под верхними окнами храма нет подоконников, а есть откос, зачастую белый, а если не белый, то с росписью. Поверхность таких откосов всегда покрыта некоторым слоем пыли вперемешку с сажей от свечек, и капля воды или моющего средства обязательно оставит трудно смываемое, а при белых стенах вовсе не смываемое пятно.

Третья трудность заключается в том, что работать в храме приходится среди людей, которым просто необходимо подойти именно к той иконе, над которой стоит тура или лестница. Работники должны уметь находить общий язык с прихожанами, без ругани и шума, но обеспечивая при этом их безопасность и безопасность производства работ. Не в каждом приходе есть люди готовые строить туру или лезть на высокую лестницу. Кроме того у прихожан бывают личные или рабочие дела и семейные обстоятельства, по которым они не всегда могут приехать в храм когда это нужно.

Понимая проблемы, с которыми сталкиваются служащие храмов, специалисты, ООО «АЛЬП» предоставляют услугу «Подготовка к празднику». В назначенный заранее (обычно за несколько месяцев) день, в храм приезжает бригада с лестницами, щётками для сбора паутины, средствами для чистки латуни и мытья окон и выполняет все самые сложные работы в согласованное время в кратчайшие сроки.

Принципы поведения работников при ремонте помещений православного храма

Как вести себя при работе в храме? Как ничего не нарушить, никого не обидеть, не помешать и в то же время, качественно и быстро выполнить работы, для выполнения которых тебя собственно и позвали? Эти и подобные вопросы часто становятся камнем преткновения на пути технического специалиста к выполнению своих функций в пределах православного храма.

Человек выполняющий работы внутри храма, как и на территории храма должен знать то же что и любой прихожанин, но необходимость быть сконцентрированным на технологическом процессе выполняемой работы накладывает на него необходимость смотреть не туда куда обычно смотрят прихожане и думать не о том, о чём принято думать в храме.

Как же это совместить? Независимо от опыта бригады, перед первым выходом на работу в новом для себя храме, старший работник получает инструктаж у настоятеля или иного ответственного за производство работ лица. Собственно в этот момент все вопросы и снимаются, но на внутрибригадном инструктаже, перед началом работ, можно услышать и такое:

- ремонт для храма а не храм для ремонта
- если нельзя сделать чего то, не нарушив правил храма, то это не будет делаться
- мы не спорим с прихожанами и не вступаем с ними в обсуждения техологии
- тот, кому трудно выражать свои мысли тихо и культурно работает молча
- во время работы мы не на службе и концентрируемся исключительно на выполнении поставленной задачи
- во время работ мы не пользуемся возможностью без очереди приложиться к святыням храма
- если работать приходится во время проходящей в соседнем приделе службы, мы не стремимся конкурировать в зрелищности, а напротив - стараемся не привлекать внимания

Вследствии разнообразия задач, к работам по ремонту храма, иногда приходится привлекать новых специалистов. С ними обязательно проводится беседа на тему отличия работ в храме от работ на каком либо другом объекте. Но опыт показывает, что даже надёжный, культурный, проверенный на многих промышленных объектах специалист не всегда может перестроиться и безболезненно для себя и окружающих включиться в механизм взаимодействия бригады с прихожанами и служащими, принять как данность ограничения и условия существующие при работах в храме. С таким человеком мы продолжаем сотрудничать, но уже на других не храмовых работах.

Не стоит надеяться на то, что можно взять бригаду со стройки и исключительно контролем и дисциплиной обеспечить гармоничное её пребывание в храме.  Данная статья не является сборником технологических рекомендаций, а написана с целью ознакомить читателя со взглядами специалистов ООО «АЛЬП» на описываемые работы. 

Наш коллектив – это монтажники, промышленные альпинисты, отделочники, кровельщики, электрики, реставраторы и художники. Материально-техническая база собрана из инструмента на все случаи жизни, мобильных строительных лесов и снаряжения для высотных работ. Опыт, приобретённый за годы работ, помогает справляться со сложными задачами. Обратившись к нам однажды, Вы всегда сможете рассчитывать на помощь квалифицированных специалистов.

Обеспыливание купола собора
Чистка паникадила в монастыре
Подготовка Храма к покраске
Покраска храма
Чистка хоругви
Подготовка храма к покраске
Мойка иконостаса
Обеспыливание иконостаса после ремонта
Покраска храма
Ремонт стен и сводов собора
Покраска сводов католического собора
Поэтапная покраска многоцветного интерьера
Поэтапная покраска многоцветного интерьера
Защита неокрашиваемых поверхностей
Туры, лестницы.
Демонтаж защитной плёнки
Покраска карниза
Покраска оконного откоса
Покраска
Аппаратная покраска в храме
Покраска валиком
Сборка паникадила
Очистка и покраска стен и сводов в храме
-/-
Монтаж паникадила
Восстановление живописи
Отмывка окон
Монтаж паникадила
Отмывка настенной живописи
Ремонт помещений
Ремонт придела храма
Отмывка оконных рам от копоти
Отмывка настенной живописи
Сбор паутины
Ремонт оконных рам
Ремонтпомещений
Очистка живописи
Очистканастенной живописи
Ремонт сводов храма
Ремонт окон храма
Ремонт помещений храма
Ремонт помещений храма
Чистка паникадила
-/-
Отмывка настенной живописи
Ремонт светового барабана
Демонтаж защитной плёнки
Сборпаутины
Очистка оконных рам
Ремонт окон
Монтаж настилов для работы под куполом храма

Бесплатная консультация по высотным работам

+7 929 542 03 95 или Whatsapp

Заказать консультацию